Часть 2
Интересные моменты:
1. Авария была вызвана целенаправленными действиями персонала (так называемые "испытания" со значительными колебаниями мощности).
2. Персонал не знал, что такая последовательность действий приведёт к взрыву (инструкции не нарушались, устно тоже никто не предупреждал).
3. Научные руководители советской ядерной энергетики об опасности знали, потому что уже была аналогичная авария на Ленинградской АЭС, но персонал не предупреждали, изменений в конструкцию реактора не вносили, в инструкции уменьшили пределы допустимых манипуляций (расчётным методом, без эксперимента и без учёта сопутствующих факторов).
4. Приборов контроля важнейших параметров состояния реактора у персонала не было. Была расчётная величина, которую машина считала несколько минут (а авария произошла через несколько секунд после нажатия кнопки).
Персонал не знал и не понимал, что они на самом деле делают.
Водитель садится в машину, чтобы испытать, способна ли она проехать километр по инерции… На нейтралке. Конструкцией машины не предусмотрен тахометр (у меня, например на ВАЗ-21053 тахометра не было), и при этом машина обладает очень высокой степенью звукоизоляции.
Он не включает габаритные огни - нарушение п. 19.5 ПДД (ну, пусть, в случае с аварией на ЧАЭС это будут отключенные защиты турбины и барабан-сепараторов, отключение которых по выводам Комиссий никак не могло привести к аварии), не пристегивается - нарушение п.п. 2.1.2 и 5.1 ПДД (отключает СОАР).
Водитель разгоняется до нужной скорости, переходит на нейтралку… Проезжает этот километр по инерции и нажимает на педаль тормоза…..
Ну, вы поняли, да? В первые три секунды после нажатия на тормоз, машина ВНЕЗАПНО набирает обороты, разгоняется до 200 км/ч и на этой скорости влетает в дерево. Потом выясняется, что у машины была хитрая конструкция педали тормоза – при пониженных оборотах (а тахометра нет, ага), при нажатии на педаль тормоза сначала, в первые несколько секунд, в двигатель в огромном количестве впрыскивается топливо, и только потом машина начнет тормозить. Забавная такая конструкция, о которой водителю рассказать забыли. И даже забыли объяснить, что ему надо внимательнее следить за оборотами двигателя.