cmpax_u_pagocmb (cmpax_u_pagocmb) wrote,
cmpax_u_pagocmb
cmpax_u_pagocmb

Categories:

По плодам

В Коране от имени самого Бога говорится, что учение этой книги есть превосходнейшее во всех отношениях, что ислам есть лучшая религия в мире [Гл. 39 ст. 24. Ср. гл. 4, ст. 124; гл. 3, ст. 17.]; что в Коране Бог исправил и завершил религиозные верования человечества, проявил в этой последней форме религии в полноте свои благодеяния к людям [Гл. 5, ст. 5.], что поэтому Коран имеет право на всемирное признание, не только как последнее и совершеннейшее откровение людям воли Божией, но и как божественная энциклопедия, заключающая в себе все и малое и великое [Гл. 34, ст. 3.]. Насколько справедливы такие невероятные притязания Корана — это другой вопрос, который разбирать подробно в данном случае неуместно. Для нашей цели достаточно заметить здесь, что... все то, что хотят находить в этой книге защитники Мухаммеда и его учения, — и служит главным тормозом развития мусульманских народов, которые, по естественной логике, чем усерднее держатся своего религиозно-законодательного кодекса, тем более погружаются во мрак невежества, духовного рабства и дикости. Если судить о влиянии учения Корана и построенной на его учении религиозно-политической системы ислама на жизнь мусульман не а рriori, а по тем последствиям, какие вызываются этою системою, то окажется, что ислам не способствует свободному и правильному развитию человеческого духа, а стесняет его и лишает возможности облагорожения и возвышения до нравственной самостоятельности.

Константинопольский турок, российский татарин, самаркандский таджик, ташкентский сарт, кураминский узбек считают себя, несмотря на очевидную свою нравственную и политическую несостоятельность, выше всех людей в мире, как внушил им это не способствующее усовершенствованию человека чувство Коран [Коран, гл. 3, ст. 106: «Вы самый лучший народ из всех, какие возникали среди людей».]

...мусульмане, когда бывают вынуждены политическими обстоятельствами оказывать внимание и почтение христианам, то тем глубже их презирают и только и ждут удобной минуты выместить свое унижение каким бы то ни было способом: ложью, обманом, бранью из-за угла, и что всего чаще — необыкновенно дорогою ценою всех предметов первой необходимости...

Но вот познакомится с вами (чиновником порядочного ранга) зажиточный мусульманин и сейчас же начнет хвастать своим знакомством пред своими единоверцами, стараясь при этом выставить в глазах мусульман свое превосходство пред вами и ваше непомерное внимание к нему. Встретив вас случайно на улице, в виду толпы, он подбежит к вам, скажет вам несколько слов и тотчас заявит, что у него сейчас много дела, почему он и не может далее оставаться с вами. Это он скажет умышленно громко, чтобы толпа его единоверцев слышала, как фамильярничает с вами, потому что считает себя выше вас.

Настоящий бай, первый богач и потому самый влиятельный человек в городе, добьется знакомства с одним из больших русских чинов того же города, не ниже полковника, а еще лучше, если его удостоит своим вниманием генерал, хотя бы только по политическому расчету. Бай начнет униженно упрашивать своего важного «приятеля» пожаловать к нему в гости, хотя раз в жизни. По тому же снисхождению согласие генерала получено: назначен условный день и час. Богач, не говоря пока ни слова своим соседям, приглашает их к себе в этот именно день, но пораньше условного часа, в гости, просто как хороших соседей. Гости сидят и угощаются у расчетливого соседа. Когда приблизится назначенный для приема генерала час, тщеславный хозяин с достоинством заявляет своим раболепным гостям: «Хотите, я сейчас пошлю за генералом N и полковником N — и приедут!»

Во время разъездов по городу раис заставлял встречавшихся ему по дороге мусульман читать краткое изложение главных религиозных обязанностей мусульман, так называемый фарз-гeин, и во время чтения этого символа обязан был слезать с лошади из почтения к словам символа. Незнающих символа раис имел право наказывать палками от 1 до 39 ударов. Он выезжал в караван-сараи, заходил в мелочные лавочки, к содержателям чайных и т. п. лавочек и наблюдал, чтобы никто не оставался дома во время молитвы.


(Н. П. Остроумов. Характеристика религиозно-нравственной жизни мусульман, преимущественно Средней Азии, 1880)

Источник
Tags: Российская Империя, антропология, история, переднеазиаты, психология, религиозное
Subscribe

  • О свободе прессы

    все СМИ и большинство блогеров обрушились сейчас на тех, кто не хочет вакцинироваться или говорит, что вакцина какая-то не та

  • Про Крым

    При украинцах Крым был более российским, нежели сейчас. Тогда в Крыму россиянин чувствовал себя белым человеком, господином, которому все чесали…

  • Украинский либерал заканчивается там, где начинает говорить про Крым.

    Гневные осуждения российского империализма убедительны ровно до требований перекрыть Крыму воду и электричество. Ну а вопрос "Кто должен решать…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments