Как-то Сталин заболел гриппом в лёгкой форме. На ближнюю дачу пригласили врача... Когда врач уехал, Сталин... поручил дежурному офицеру выделить... сотруднику машину для выполнения поручения, которое, по словам Сталина, «не касается никого другого, кроме меня и этого сотрудника». Сталин продиктовал явившемуся тут же сотруднику названия лекарств и распорядился купить их в одной из деревенских аптек вблизи Москвы. Сотрудник чётко выполнил поручение, а оставленные врачом лекарства были выброшены.
...Однажды Сталин на пути с ближней дачи в Москву приказал водителю ехать не обычным маршрутом, а повернуть направо в конце данного участка и ехать в Кремль по старой, заброшенной, не очищенной от снега дороге через Воробьёвы горы. Водитель поехал, но тяжёлая машина забуксовала и зарылась в снег. Сталин был крайне недоволен и в сердцах сказал: «Вы возите меня по одному и тому же маршруту. Под пули возите! Вы не можете даже предложить какой-то другой маршрут!» Между тем машину вытащили из снега и поехали по прежней дороге, так как другая дорога с дачи действительно не была подготовлена.
Хотелось бы привести ещё один пример подозрительности Сталина в последние месяцы его жизни. Он перестал сообщать охране заранее, куда он намерен в тот или иной вечер поехать после работы. Он садился в машину и о цели своей поездки сообщал уже в пути. Между тем по маршруту его следования охраной была налажена четкая информация о движении кортежа. Поездки Сталина в свободное время ограничивались, как правило, посещениями Большого театра для прослушивания арий любимых оперных певцов либо просмотрами фильмов «на уголке», как все условно называли помещение в Кремле...
До работы в 9 Управлении МГБ СССР у меня было такое впечатление, что руководители страны - члены Политбюро работают дружно, слаженно, что у Сталина сплочённая команда единомышленников. На деле это оказалось не совсем так.
Как известно, в октябре 1952 года проходил XIX съезд КПСС... К концу съезда, находясь за сценой, я стал случайным свидетелем следующей, можно сказать, комической сценки. Несколько членов Политбюро - Маленков, Берия, Каганович, Молотов, Микоян - окружили в углу сцены помощника Сталина Поскребышева и буквально допрашивали его, будет ли Сталин выступать на съезде и какие материалы он готовил для Сталина. Поскребышев отвечал, что он об этом ничего не знает, никаких материалов не готовил, но атакующие его руководители не верили ему и продолжали «допрос», в результате так ничего от него и не добившись.
Сталин выступил в конце съезда с короткой речью, имея в руках маленькую четвертушку листа, на котором было что-то написано самим Сталиным от руки.
На этом примере я увидел, что у Сталина нет слаженной команды: насколько же он не доверял своим соратникам, если даже не информировал их, будет ли выступать на съезде и о чем намерен говорить! Еще одним подтверждением этого может служить критическое выступление Сталина на Пленуме ЦК после съезда в адрес своих соратников Молотова и Микояна...
Источник